• ГЛАВНАЯ
  • ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ
    • Альковые тайны
    • Поговорим о ковалерах
    • Стерва и ее мужчины
    • Королевские любовники
    • 100 знаменитых женщин
    • 100 великих любовников
    • Красота - страшная сила
    • Великие истории любви
    • Справочник косметолога
    • Домашние животные
    • Кошки ее величества
    • Певчие любимцы
    • Декоративные птицы
  • ГАДАНИЕ
    • Магические растения
    • Гороскоп здоровья
    • Сонник
    • Магия кристалов
    • Салон Ленорманн
    • Эзотерическая астрономия
    • Характер и имя
    • Магия цвета
    • Тайны характера
    • Современная хиромантия
    • Хирология
    • Знаки на ладони
    • Магия аромата
    • Искусство гадание
  • КОПИЛКА ЗНАНИЙ
    • Этикет и сервировка
    • Советы повара
    • Это интересно
    • Тайны старинных книг
    • 100 великих композиторов
    • Происхождение вещей
    • 100 000 почему
    • Тайный сыск Петра 1
    • Яды и знаменитые отравители
    • Королевский огород
    • Тайны жемчужного ожерелья
    • Куртизанки и жены
    • Крылатые слова
    • Записки сыщика Путилина
    • Мастера королевского сыска
  • ПУТЕШЕСТВИЯ
    • 100 великих чедес света
    • Нацисты и их женщины
    • 100 великих замков
    • Великие путешествинники
    • Русские обычаи
    • 100 великих храмов
    • 100 великих музеев мира
    • Мифы и легенды Древней Греции
    • Пираты
    • 100 великих кораблекрушений
  • БИБЛИОТЕКА МИСТИКИ
    • Паранормальные явления
    • Призраки и приведения
    • Вампиры и оборотни
    • Загробная жизнь
    • Страшные сказки на ночь
    • Феномены
    • Проклятые места
    • Рассказы ужасов
    • Окультные романы
    • Таящий ужас
    • Диковины и монстры
    • Хроника необъяснимого
    • Призрак потерянного озера
    • Вампиры
    • Женщина-призрак
    • Граф Дракула
    • Им помогали силы тьмы
    • Гоголь
    • Талисман мумии
    • Мастер и Маргарита
Libra

Будуар королевы Анны

CUSTOMER SUPPORT
facebook
linkedin
twitter
google
youtube
images/slider/flexslider/001.png

БИБЛИОТЕКА МИСТИКИ

Вы боитесь темноты? Нет? Совершенно напрасно... Там , в самой глубине таится первобытный страх, он караулит свою жертву... Там живут коварные русалки и призраки тоскуют в своих замках. ...Мы приглашаем вас в мир страшных мистических историй . Итак, мы начинаем...

images/slider/flexslider/0026.jpg
images/slider/flexslider/003.png

ГАДАНИЕ

Прошлое , настоящее и будущее - три магических события , за которыми ходят в гадательные салоны, платят деньги и с надеждой взирают на гадалку, вещающую " правду и только правду". А не хотите ли сами научиться гадать? Ведь кто будет с вами более честен , чем вы сами. Не бойтесь, в этом нет греха, ведь карты- это не шарлатанство , а великое искусство и нет причин , чтобы его не познать...

images/slider/flexslider/0043.jpg

ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ

images/slider/flexslider/0052.jpg

      

< Вернутся назад

КУЛЬТИВИРОВАННЫЙ ЖЕМЧУГ


В настоящее время весьма распространен искусствен¬но выращенный (культивированный) морской ‘жемчуг. Он составляет 90% всей современной торговли жемчугом. Первые попытки искусственно вырастить жемчуг были предприняты еще 2 тыс. лет назад. Жители одной из провинций Китая в конце весны — начале лета вылавли¬вали из озера Той-Хон крупных моллюсков гребенчатки (Cristaria plicata), затем складывали их в бамбуковые корзины и опускали в воду. Особой лопаточкой они при¬открывали створки раковины и. с помощью тонкой бамбу¬ковой палочки помещали между мантией и раковиной моллюска небольшие предметы из обожженной глины, кусочки кости или меди. Затем раковину возвращали обратно в водоем, где она жила ряд месяцев или два- три года. Уже спустя несколько дней отдельные предме¬ты покрывались тонкой кожицей, скрепляющей их с ра¬ковиной, и постепенно облекались слоями перламутра. Со временем они превращались в жемчужины заданной формы. Очень часто внутрь раковины закладывали кро¬шечные изображения Будды, отлитые из меди или свин¬ца. Искусство получения «жемчуга Будды» процветало в Китае не одно столетие. Известно, что в 1850 г. культи-вированием жемчуга в Китае занималось 5 тыс. человек. В прудах глубиной до 1,5 м он л получали полукруглые жемчужины, а йокруг серебряного прутика ~ круглые жемчужины.
В Европе первые опыты по искусственному выращи¬ванию жемчуга предпринял в 1761 г. известный шведский натуралист К. Линней. Егр метод состоял в том, что в раковине пресноводной жемчужницы снаружи просвер¬ливалось отверстие, куда на проволочке опускался ма¬ленький известковый шарик. Он закреплялся так, что слегка загибал мантию. Отве-рсгие плотно цементирова¬лось. Посредством проволочки шарик время от времени передвигали, и поэтому он не прирастал к раковине. Жемчужины, выращенные по методу Линнея, были весь¬ма далеки от совершенства. Лучшие из них хранятся в коллекции лондонского общества Линнея.
В 1852 г. итальянский ученый де Филиппе установил, что жемчуг в раковинах пресноводных моллюсков Апо- donta образуется вокруг цист («жемчужных» мешков) паразитического червя-сосалыцйка Distomum duplicatum. В самом начале XX в. биолог Джемсон в Киле получил
мелкие жемчужины путем введения в мантию моллюсков глистов двуусток. Джемсон полагал, что его * метод ис¬кусственного заражения «несравненно превышает все другие методы производства жемчуга». После такой рек¬ламы новый способ был использован в промышленности. Однако дальше рекомендаций дело не пошло: оказалось, что этим способом крупный круглый жемчуг получить нельзя. '
Опыты по искусственному выращиванию жемчуга производились и в России, В 1904 г. инженер Ч. Хмелев- ский получил раковинный жемчуг, а затем и свободные жемчужины 3—5 мм в диаметре. Они формировались три—пять лет. Опыты Хмелевского по искусственному выращиванию '.жемчуга имели преимущество перед дру¬гими методами, его жемчуг был круглым, полым, совер¬шенно свободным,- Секрета- своего метода Хмелевский ни¬кому не раскрыл.
Необходимо отметить, что до конца XIX — начала XX в. господствовало мнение, что формирование жемчуга является исключительно защитной реакцией организма в ответ на травму — раздражение, Песчинки или другие предметы своими острыми углами беспокоят моллюск, и он вынужден-изолировать их от своего тела посредст¬вом гладких перламутровых слоев.
В 1907 г. токийский биолог Нишикава установил, что жемчуг в теле моллюска возникает лишь тогда, когда во¬круг зародыша-раздражителя образуется «жемчужный» мешок, стенки которого облекают живые клетки мантии перламутром, В том же году патент на выращивание круглых жемчужин получил Т. Мизе. Сущность его мето¬да состояла в пересадке в связующую ткань одной уст* рицы (с помощью специальной иглы) круглого зародыша вместе с куском мантийного эпителия другой уст¬рицы, Пересаженная ткань размножалась, постепенно ок¬ружала чужеродное тело, формируя вокруг него «жем¬чужный» мешок. В 1919 г. данный метод был усовершенствован, и вскоре абсолютно круглые жемчу¬жины начали поступать на рынок. К сожалению, вес жем¬чужин составлял всего 9 гран, а их диаметр не превышал 3 мм.
Несколько раньше (в 1913 г.) немецкий ученый А. Альвердес получил искусственный жемчуг посредством инъекции при помощи шприца эпителиальных клеток мантии одной жемчужницы в соединительную ткань дру¬гого моллюска. Из внедренных эпителиальных клеток
происходило образование жемчужной цисты, в которой и формировалась жемчужина. Выращенный: жемчуг, как и жемчуг, полученный Ниншкава и Мизе, представлял большой научный интерес. Он подтверждал, что причи¬ной образования -«жемчужного» мешка служат не пес¬чинки и паразиты, а попавшие вместе с ними в мантию моллюска эпителиальные клетки.
Настоящий успех в выращивании жемчуга связан с именем японского исследователя К. Микимото. На живо¬писном островке в заливе Исе возле городка Тоба (юго- восточная часть острова Хонсю) в тени разлапистых со¬сен мацу стоит один из самых известных памятников Японии — Микимото. Небольшого роста плотный мужчи¬на стоит с бамбуковой палкой в руках. Фигура Микимо¬то для японцев означает символ трудолюбия. В 189В г. после долгих лет непрерывных поисков и опытов, неудач и разочарований Микимото вырастил наконец полукруг¬лый раковинный жемчуг путем введения в морскую жем¬чужницу Ртс1ас1а' таНепзи маленьких шариков перла¬мутра.
«Жемчуг Микимото» — так он стал называться — был сначала весьма далек от совершенства. Он вырастал на стебельках-ножках. Вложенные шарики покрывались перламутровым слоем только с одной стороны, после из¬влечения из раковины их нужно былолприкреплять к ку¬сочку перламутра. Такой жемчуг не мог конкурировать с естественным и поэтому имел ограниченное распростра¬нение. В 1907 г. Микимото получил патент на въгращи- . вание сферического жемчуга. Метод основывался на зна¬нии механизма образования жемчуга в природных усло¬виях. Он заключался в следующем. У одной из устриц из мантии вырезали узкую полоску живой ткани. В не¬большой ее кусочек заворачивали шарик перламутра и помещали его через разрез в мантию другого моллюска. У моллюска; возвращенного в море, пересаженная ткань приживалась и вела себя совершенно так же, как и соб¬ственные клетки эпителия моллюска. Они выделяли слои перламутра, которые постепенно облекали чужеродное тело. Через 10 лет после получения патента Микимото собрал из своих подводных пастбищ обильный урожай — 4200 драгоценных жемчужин.
То, что человек заставил работать на себя моллюска, является большим достижением. Микимото поздравили с успехом известные изобретатели Т. Эдисон н Г. Маркони.
Сейчас на острове, носящем имя Микимото, работают
музей и лаборатории, в которых выращивают жемчуг. В музее можно познакомиться с процессом получения жемчуга. Однако детали этой на первый взгляд простой, но чрезвычайно тонкой операции японские исследователи держат в тайне.
Идеи Микимото легли в основу производства товарно¬го культивированного жемчуга и создания в Японии жемчужной отрасли промышленности, объединяющей ты¬сячи различных хозяйств. Крупнейшим из них является фирма «Микимото перлз». Ей принадлежат жемчужные плантации в заливе Йсе. Здесь на поверхности моря к бамбуковым переплетениям подвешены клетки с жемчуж¬ницами,
В индустрии жемчуга заняты тысячи женщин — лов¬цов жемчуга, их называют «ама» — морские девы. Для того чтобы находиться под водой по 40—80 с, нужны дли¬тельные тренировки, без них нельзя правильно поставить дыхание. В заливе Исе «ама» ежедневно ныряют на глу¬бину 30 м в любое время года. Только в конце лета они собирают те раковины, которые в руках искусных масте¬ров могут стать матерями-жемчужницами. «Ама» зани-маются промыслом жемчуга с 12 до 70 лет, Сегодня на дно залива Исе опускаются 7 тыс. «ама» — ведь для японской жемчужной промышленности нужно до 3 млн. трехлетних раковин в год. Разве могло бьг существовать производство культивированного жемчуга без помощи «ама», которые веками (они упоминаются в стихах «Манъёсю» тысячелетней давности) ныряли в море в поисках моллюсков и съедобных водорослей?
Приобретенные навыки «ама» передают своим доче¬рям и с младенчества готовят их к этой полной риска профессии. «Ама» зарабатывает не только больше квали¬фицированного рабочего и служащего, но и больше вра¬ча, сама содержит семыо. Такое положение «ама» в об¬ществе дает ей право выбрать себе мужа.
«Ама» выходят в море на легких баркасах. Приспо¬собления для лова весьма просты: легкая сетка, бочо¬нок со стеклянным дном для просматривания морского дна, на лице — маска из дерева, похожая на обычную маску для подводного плавания. Чаще всего рулевой на баркасе — муж «ама». «Ама» вооружена только но¬жом, которого явно недостаточно для того, чтобы остать¬ся в живых при встрече с акулой.
Добытые раковины оперируют по методу Микимото. Сиачала из створок пресноводного двустворчатого мол¬люска Quadrilla undulata, который водится в водах с~ сисипи, вытачивают шарик диаметром 5—7 мм и тща¬тельно его шлифуют. (Эксперименты с шариками, выто¬ченными из других моллюсков, или- оканчивались безрезультатно, или приводили к образованию плохого жемчуга.) Затем берут раковину жемчугоносного моллюс¬ка PiBctada fucata, лопаточкой раскрывают створки и от края раковины к ее середине осторожно вырезают часть мантии длиной 5 см и шириной 5 мм. Ленточку кладут на мантию. В области половых гонад, где должна обра¬зоваться жемчужина, осторожно обрезают тонкий край, продуцирующий перламутровый слой. После этого влаж¬ной губкой очищают плотный слой мантии, переворачи¬вают его пинцетом на другую сторону и разрезают на кусочки величиной 1,5 мм. На подготовленное место помещают перламутровый шарик, выточенный из створки пресноводного моллюска, вместе с небольшим (2—3 мм) отрезком мантийногоэпителия, вырезанным из другой устрицы. Размер шарика должен быть строго регламен-тирован, иначе его может не усвоить данная устрица. Если шарик будет больше, устрица погибнет. В связи с тем что . устрицы невелики, вес шариков изме¬няется от 0,5 до 4 гран, реже — 6 и совсем редко—12 ] рай. В крупных экземплярах Pinctada margavitifera вес'выращенных жемчужин достигает 60 гран.
Операция обычн’о производится весной и в начале лета (апрель—июнь) или осенью (сентябрь—октябрь). Совсем недавно стали обрабатывать мантию моллюска и перламутрового шарика раствором антибиотика, который подавляет деятельность бактерий^ мешающих росту жем¬чужины. Операция производится вручную и требует от оператора почти ювелирной точности и виртуозности. Для того чтобы овладеть искусством- введения ядрышка (перламутрового, шарика) в устрицу, необходимо учить¬ся в течение ряда лет. Сначала начинающих учат заго¬товлять кусочки мантийного эпителия, которые впос¬ледствии будут введены вместе с ядрыишамл в тело моллюска. Затем новички на бракованных раковинах тренируются в проведении этой операции. По истечении второго года обучения они самостоятельно вводят в уст¬рицу мелкие шарики перламутра, а на третьем году— шарики средних размеров.
Устрицы, содержащие введенные шарики перламутра, помещают в металлические садки (по 30—60 устриц) и возвращают в море, подвешивая к плоту на глубину 1—6 м недалеко от берега. Через неделю эш телиальныз клетки отрезка мантийной ткани полностью облекут ядро и сформируют «жемчужный» мешок. В садках моллюсков держат от 6 до 10 месяцев для образования перламутро- вого слоя на мелких шариках и два-три года — на боль¬ших. В течение этого времени жемчужницы находятся под тщательным наблюдением.
С апреля по ноябрь устриц до 20 раз очищают от паразитов и обрастаний, которые могут задержать рост. Следят за температурой воды и содержанием ..в ней со¬лей, наличием пищи, течениями, степенью загрязнения воды и т. д. От этого в конечном счете зависит качест¬во выращенного жемчуга. Два-три раза в месяц сетки вынимают и промывают под сильной струей воды. Один или два раза в год сетки поднимают, открывают и каж¬дого моллюска моют отдельно. Садки подвешивают к пла¬вающим буям, которые соединяются в большие плоты, способные удерживать до 80 тыс.. садков. С помощью моторных лодок плоты периодически перемещают с места на место в водах залива, обеспечивая оперировап- ных устриц пищей. Однако даже при хорошем уходе и благоприятных условиях только в 25% оперированных устриц образуется жемчуг, остальные выталкивают пер¬ламутровые ядра вскоре после операции. Сейчас на мно¬гих жемчужных фермах при уходе за жемчужницами применяют рентгеновские аппараты, позволяющие обна¬руживать в них ядрышки. Это облегчает уход за жемчу¬жницами, так как к моменту сбора жемчуга в садках остаются лишь моллюски с жемчугом.
Собирают жемчуг поздней осенью или зимой, когда перламутр откладывается тонкими многочисленными сло¬ями, дающими красивый блеск и радужность. Раньше готовые жемчужины извлекались из раковин вручную. Теперь в эту область внедрилась автоматизация: на по¬мощь человеку пришли машины.
Из выращенного таким образом жемчуга только 0,3% по цвету и качеству приближаются к естественному. Это происходит потому, что. мантийная ткань оперирован¬ного моллюска выделяет не только перламутр, но и дру¬гие компоненты. К. Симкис и К. Вада [Simkiss, Wad а, 1980} в связи с этим различают четыре типа культиви¬рованного жемчуга: собственно органический, призмати-ческий, перламутровый и комбинированный.
Торговую ценность имеет перламутровый жемчуг. В нем зародыш-ядро покрывается равномерными пластин- 


Схем» образования культивирован¬ного жекчуга (по; [Si trikiss, Wada, 19 SOU
Стадия а.-
1 — включение, 2 — блистер-жемчуг, 3 — раковина, 4 — секреторный клет¬ки, 3 — ткань мантии; <.
стадия б:
1 — тело, введенное в мантию, 2 — раковина, з •
«жемчужный» мешок;
стадия а:
1 — гонады, 2 -^искусственное ядро, з — пересаженная ткань маИтии, 4— «жемчужный» мешок, 5 — искусственный жемчуг
чатыми слоями перламутра толщиной порядка 0,625 мм. Однако даже в случае равномерного наслоения перламут¬ру на зародыш выросшая жемчужина может быть дале¬кой от совершенства. Симкис и Вада установили, что ка¬чество жемчуга, образующегосяь в двустворках Pinctada fucata и P. maxima, зависит от трех факторов. Во-первых, от состава пигмента, который является клетками «жем-чужного» мешка и обусловливает желтый или золотисто¬желтый цвет жемчуга. Во-вторых, от участия в этом про¬цессе темной прослойки органического вещества, отло¬жившегося вокруг ядра и придающего выращенному жем¬чугу голубоватый оттенок. В-третьих, от световых эффектов, вызванных отражением света от нижнего и верхнего перламутровых слоев, от расстояния между ними и толщины перламутровых слоев; радужные эффекты на¬блюдаются в структурах с толщиной слоев порядка 0,4— 0,7 мм. Перламутр моллюска Pinctada fucata сложен на¬слаивающимися кристаллами арагонита толщиной 0,3— 0,5 мм, ориентированными кристаллографической осью с перпендикулярно поверхности.
Различия по цвету и по другим свойствам между вы¬ращенными жемчужинами могут также объясняться неодинаковыми физиологическим состоянием моллюсков, химическим составом воды заливов, составом планктона, которым питались моллюски, и другими факторами.
Самые крупные (10—12 мм) японские культивирован¬ные жемчужины образуются в процессе двух-трехлетней жизнедеятельности моллюска. Для определения веса жемчуга используется старая японская единица «момми» (около 3,75 г).
Кроме «ядерного» способа, японские ученые разрабо¬тали новую методику выращивания жемчужин без ядра’. Жемчужины растут в крупных пресноводных моллюсках Нутюрв1з эсЫ^еН, обитающих в озере Бива к северу от Киото — древней столицы Японии. Образование «безъя¬дерных» жемчужин происходит в несколько стадий. На первой стадии в разрезы, сделанные в крае мантии одного моллюска, пересаживают небольшие (4X4 мм) кусочки — завязи мантийного эпителия другого моллюска. В некоторые раковины вводят до 20 завязей. Затем опе¬рированного моллюска пересаживают в бамбуковый садок, подвешивают к плоту и держат на глубине 0,5 м. Через полгода, когда завязи покроются пленкой жемчуга, их извлекают, сортируют и вновь пересаживают, но не бо-лее одной завязи на раковину. Завязь-ядро может при¬виться только в определенном месте, поэтому технику вторичной пересадки оператор держит в секрете. Раковину с завязью снова помещают в садок, возвращают в воду, где и держат полтора-два года. В это время раковину регулярно подкармливают планктоном. По истечении этого срока жемчужины достигают 6—8 мм, через два— два с половиной года — 12 мм. Они имеют овальную или вытянутую форму, серую или желтовато-розовую окраску, красивый блеск, очень похожий на натуральный. Вес не более 5 гранов. Полученный жемчуг называют «блва-жем- чуг». Выход продукции высок. Если моллюска возвра¬тить в воду, то можно получить жемчужины «второго урожая», более высокого качества. На озере работает до 20 установок по культивированию жемчуга, в них содер¬жится около 300 тыс. раковин. Выращенный жемчуг час¬тично отбеливают, и в таком виде он поступает на ры¬нок.
Впервые искусственно вырастить черные жемчужины удалось японским экспериментаторам в 1912 г. на остро¬ве Миякояма (Риукиу, префектура Окинава). В связи с низкой техникой культивации полученные жемчужины были не совсем круглые, с множеством подтеков. Промыш¬ленное производство черных жемчужин началось лишь в 70-х годах. В настоящее время черные жемчужины вы¬ращивают на островах Яэяма, Таити и Фиджи [Koma¬tsu, Akamatsu, 1978]. Производство черных жемчужин лимитировано, в конце 70-х годов оно достигало 2 тыс. жемчужин в год.
Культивируют черные жемчужины так же, как и обычные. Из большого количества оперированных мол¬люсков Pinctada margaritifera лишь 20—30% не отчуж¬дают перламутровые ядра. В свою очередь, из этого коли¬чества только в 5—10% моллюсков образуются драго¬ценные черпые жемчужины.
.Культивированный черный жемчуг в зависимости от цвета классифицируют на пять групп: серебристый,
золотистый, коричневато-черный, зеленовато-черный и черный [Komatsu, Akamatsu, 1978]. К собственно черным относятся последние три группы, к тому же и вырастить их труднее, чем жемчуг золотистого и серебристого цвета. Черный жемчуг состоит из пластинчатых крис¬талликов арагонита, хорошо заметных на поверхности среза, а еще етучше — при исследовании в сканирующем микроскопе.
Недавно на мировом^ рынке драгоценных камней по¬явились черные, серо- ^ зеленовато-черные жемчужины высокого качества и довольно больших (до 15 мм) раз¬меров. Они были выращены в моллюсках Pinctada maxi¬ma, обитающих в чистых прозрачных водах у атолла МеСНихи (Туамоту). Культивированные жемчужины по сво¬ему составу и окраске отвечают природным жемчужинам.
Искусственно выращенный жемчуг стоит дешевле натурального и поэтому весьма успешно с ним конкури¬рует. Однако инох’да и его производство цриходится сдер¬живать, с тем чтобы сохранить высокие цены на внешнем рынке. Так, с этой целью владельцы одной из японских фирм недавно затопили 1845 т моллюсков с жемчугом общей стоимостью 600 млн. иен.
Второй по величине1 центр по выращиванию жемчуга находится в Северной Австралии. Здесь к культивирова¬нию жемчуга приступили в 1956 г. Работы начались в бухте Кури на северо-западном побережье Австралии. Проводились они при участии японских специалистов. Уже первые опыты показали, что моллюски-жемчужни¬цы, выращиваемые в теплых водах у северного побе-режья Австралии, дают более крупный жемчуг, чем у берегов Японии, и к тому же в значительно болеё корот¬кий срок.
Шивые моллюски добываются на северо-западе Авст¬ралии, в городе Бруме, и к местам выращивания жем¬чуга перевозятся в специальных контейнерах. Следует отметить, что австралийские жемчужницы вдвое круп¬нее японских.
В австралийских водах культивируют как половинча¬тый (блистер), так и круглый жемчуг. Блистер получают путем прикрепления четырех или пяти полусфер мыльно¬го камня к внутренней стороне жемчужницы. Затем жемчужниц помещают в садки (по 200 штук), которые соединяют в плоты (по 200 садков). Плоты ставят на якорь в теплом мелководье. Температура воды в заливе Кури 14—32° С, а вокруг фермы в заливе Сигнет Бей — от 24 до. 28° С.
Через девять месяцев моллюск покроет зародыш слоем перламутра толщиной 2,54 мм. Блистер извлекают из раковин путем высверливания. Эта операция, какой бы осторожной она ни была, убивает моллюска. Затем из жемчужных- полусфер удаляют ядра мыльного камня. Оставшаяся перламутровая полусфера изнутри подкра¬шивается и покрывается тонким слоем перламутровой эесенции, получаемой из чешуи рыб. Так повышают ра¬дужность блистер-жемчуга и его стоимость.
Круглый жемчуг выращивают в заливе Сигнет Бей в течение двух-трех лет. На ферме в бухте Кури снача¬ла очень тщательно готовят зародыш будущего жемчуга. Его вырезают из перламутра свиноногого моллюска, придают заготовке форму шарика. Конечная подготови¬тельная операция заключается в тщательной шлифовке и полировке шарика порошком из рогов северного оленя. Затем зародыш вводят в мантию жемчужницы. Для это¬го оператор закрепляет живую жемчужницу в специаль¬ном устройстве. После этого деревянной палочкой раз¬водит на сантиметр-полтора створки раковины, Раскрыв шпателем тело мантии, он осторожно помещает перламут¬ровый шарик в чувствительную область — к органам размножения и желудку моллюска, предварительно сделав надрез в мантии. Эта ноистине ювелирная операция со¬кращает время формирования «жемчужного» мешка вокруг введенного перламутрового шарика. Малейшая неточ¬ность при ее выполнении может привести к формирова¬нию неполноценной жемчужины низкой стоимости.
Прооперированную раковину опускают в протечную морскую воду и через два месяца, если зародыш при¬жился, помещают в специальный садок — корзинку. Корзинки подвешиваются на веревках на плотах на глу¬бину 1—1,5 м. После извлечения сформировавшейся жем¬чужины раковину можно использовать повторно. За год в Австралии выращивают 132 677 жемчужин. Их общий вес составляет 370 кг.
В Квинсленде, на острове Терсди, в Торресовом про¬ливе, на островах недалеко от мыса Йорк выращивают безъядерные жемчужины. Для этого используют крупную жемчужницу Ртс1ас1а тахнпа, Она дает недорогой жем¬чуг в виде капель или пуговиц.
Искусственно выращенные австралийские жемчужины в 2 раза больше самой крупной японской жемчужины, зна¬чительно выше и скорость их роста. Годовая продукция круглых жемчужин из австралийских ферм-равна 250 кг. Стоимость валовой,, продукции жемчуга на нескольких плантациях достигает 250 тыс. австралийских фунтов в год.
Жемчуг выращивают также в Китае, Бирме, Шри- Ланке, Иране, Индии, Вьетнаме и в других странах. Оригинальная техника выращивания жемчуга применя¬ется в Иране и Индии. Здесь специальным методом кон¬центрируют вокруг ядра жемчужины конхиолип, добива¬ясь оптического эффекта, характерного для природного голубого жемчуга. В этих странах выращивают жемчуг, окрашенный в зеленый, розовый, желтый и другие цвета. В Манарском заливе для культивирования жемчужниц применяются голубиные клетки (60X45X9 см) из желез¬ного прута, разделенные перегородками на 20 гнезд и закрытые общей сетчатой крышкой. Клетки подвешивают к плотам па глубине 3—4 м, в них помещают молодых моллюсков, выращенных на ферме вблизи берега. За семь месяцев моллюски достигают длины 42,6—55 мм.
Во Вьетнаме искусственное выращивание жемчуга производится на острове Катба. В год получают около 100 кг жемчуга, идущего на украшения и нужды фар¬мацевтической промышленности.
В последние годы к созданию ферм по выращиванию жемчуга приступило правительство Филиппин. Условия для культивирования жемчуга здесь лучше, чем в Япо¬нии. В Японии в холодное время года жемчужницы на¬ходятся в состоянии зимней спячки, а на Филиппинах
круглый год лето. Совсем недавно жемчужные плантации созданы в атоллах архипелага Туамоту.
Распознавание культивированного и природного, куль-тивированного и крашеного жемчуга производится опти¬ческими, рентгеновскими и другими методами. Многие из этих методов подробно описаны Р. Вебстером.
Вначале жемчужины различали по внешнему строе¬нию. Дело в том, что, рассматривая их поверхность в ми¬кроскоп, можно заметить, что она не гладкая, а покрыта множеством тонких извилистых слоев, отражающих по¬следовательные стадии роста в «жемчужном» мешке. Та¬кие ограничительные линии дают под микроскопом ха¬рактерную картину волнистых параллелей, форму и рас¬положение которых пытались использовать для диагности¬ки жемчужин. По этому .признаку австралийский жемчуг легко отличается от индийского и персидского. На пер¬сидском жемчуге линии слоев роста довольно извилисты и весьма удалены друг от друга, тогда как на австра¬лийских и индийских жемчужинах они менее извилисты и лежат довольно густо. Искусственно выращенные япон¬ские жемчужины имеют такой же рисунок линий, как персидский и индийский жемчуг.
. Существенным достижением в различении искусствен¬но выращенных и природных жемчужин явился метод X. Микеля и Г. Ридля. Он основан на том, что эти жем¬чужины неодинаково пропускают свет в различных на¬правлениях. Характер пропускания определяется во внут¬реннем канале жемчужин на универсальном жемчужном микроскопе (Рег1ойсор), сконструированном этими иссле¬дователями. Во внутренний канал жемчужины вводится стальная игла, один конец которой пришлифован и от¬полирован под углом 45°. Жемчужина устанавливается на микроскопе так, чтобы канал совпадал с осью микро¬скопа. Игла вводится снизу и может перемещаться по вы¬соте с пцмощью специального винта. В микроскопе видно строение канала, отраженное в зеркале от его стенок. Внимательное изучение внутреннего канала помогает рас-познать природные и выращенные жемчужины. В послед¬них между искусственным ядром и перламутром, отло¬женным моллюском, находится слой конхиолина. В при¬родном жемчуге такие слои расположены по всей жемчу¬жине. На жемчужном микроскопе посредством микрометра можно также измерить толщину слоя природного жемчуга или толщину перламутровой оболочки выращенного жем¬чуга.
Более универсален микроскопический метод различе-
87
ния жемчужин с помощью специального прибора эндо¬скопа, сконструированного французскими исследователя¬ми К. Чиловски и А. Перрином. Метод основан на откры¬тии, сделанном этими исследователями. Суть его в том, что в природном жемчуге тонкий луч света движется в основном вокруг главных концентрических слоев роста внутри жемчужины. На приборе посредством ■ полой стальной или стеклянной иглы, на концах которой за¬креплено по зеркалу под углом 45° к ее оси, с помощью мощного источника света исследуют внутренний канал жемчужины. Лучи света, падающие на ближнее зеркало, укрепленное внутри иглы, отражаются от него и выходят через небольшое отверстие в игле уже в направлении, перпендикулярном своему первоначальному пути. Так как природная жемчужина состоит из множества тонких кон-центрических слоев, то свет, упавший на стенку отвер¬стия, стремится следовать вдоль этих слоев, и если центр сферических слоев жемчужины находится между двумя зеркалами, то свет «неминуемо упадет на второе зеркало, отразится от пего и попадет- в микроскоп и в глаз на¬блюдателя. В процессе исследования жемчужину медлен¬но двигают вдоль иглы и смотрят, не появится ли корот¬кая вспышка света в микроскопе. В случае искусственно выращенной жемчужины, имеющей в центре перламутро¬вое ядро, свет, отращенный в полой игле от первого зер¬кала, проследует вд9ль плоских слоев перламутра и не возвратится к стенке отверстия. И как бы мы ни переме¬щали жемчужину вдоль иглы, вспышки в микроскопе не будет. Исследователь все время будет видеть тусклый се- *рый свет. Метод Чиловски и Перрина прост и достаточно результативен: за час опытны^ исследователь можег про¬верить до 200 жемчужин. В настоящее время эндоскоп применяется лишь в Парижской лаборатории. На нем проверено несколько миллионов жемчужин.
Более уверенно жемчужины распознаются с помощью рентгеновских методов исследование. Суть их в различ¬ном прохождении рентгеновских лучей через природный и искусственно выращенный жемчуг.
Наиболее простом следует считать метод радиогра¬фии. Он основан на неодинаковом пропусканий составны¬ми частями жемчужины рентгеновских лучей, которые вследствие этого вызывают различное потемнение негати¬ва. Распознавание природных и выращенных жемчужин производится по положению в них конхиолина. В выра-щенной жемчужине основная масса конхиолина отлагает¬ся моллюском на перламутровом шарике. Конхиолин сла¬бо поглощает рентгеновское излучение, лучи свободно проходят сквозь него и вызывают потемнение соответст¬вующей части негатива. Поэтому четкий радиографиче¬ский снимок выращенного жемчуга показывает одну чер¬ную линию вокруг перламутрового ядра. Напротив, ра¬диография природного жемчуга выявит множество дуг л колец конхиолипа, подобных тонкополосчатому агату. Та¬ким образом, линии тонкой структуры на де гатив ах жем¬чужин подтверждают их природное происхождение, Хо¬рошим пособием для распознавания природного и искус¬ственно выращенного жемчуга с помощью радиографиче¬ских снимков служит атлас, составленный Г. Брауном [Brown, 1979].
Жемчужины, происхождение которых не удалось опре¬делить при радиографическом исследовании, диагностиру¬ются методом рентгеновской дифракции. При этом топкий пучок рентгеновских лучей непрерывного спектра пада¬ет на вещество жемчуга. Излучение, рассеянное кристал¬лическим веществом, регистрируется па плоской фото¬пленке, помещенной за веществом перпендикулярно па¬дающему излучению. Природные жемчужины состоят из близко расположенных сферических концентрических сло¬ев, Перламутровое ядро выращенных жемчужин сложено примерно плоскопараллельными слоями. Главные (псев- догексагональвые) оси кристалликов арагонита распола¬гаются под прямым углом к поверхности слоев. В природ¬ной жемчужине они ориентируются по радиусам. При об¬лучении ее рентгеновскими лучами последние всегда пройдут в направлении йх псевдогексагональных осей и дадут на фотопластинке или пленке серию сближенных пятен гексагональной симметрии.
Снимок выращенной жемчужины получится лишь тог¬да, когда рентгеновские лучи пройдут перпендикулярно слоистой структуре перламутрового ядра, т. е. в направ¬лении псевдогексагональных осей кристаллов арагонита. В направлении, параллельном слоям или близком к нему, рентгеновские лучи пересекут кристаллики арагонита вдоль оси второго порядка, что неминуемо скажется на конфигурации пятен, зафиксированных на рентгеновской пленке. Пятна расположатся не в форме шестиугольника, а в виде мальтийского креста или прямоугольника с че¬тырьмя хорошо выраженными пятнами вокруг централь¬ного ядра. Это наиболее важный и весьма характерный признак выращенного жемчуга. Получив его, уже можпо
не сомневаться, что жемчуг является культивированным. Наличие отверстия в жемчужине не влияет на качество снимка, жемчужину можно даже не снимать с нктки. Ин¬терпретировать результаты рентгеновского исследования жемчужин иногда довольно трудно. Условия, выполнение которых необходимо, чтобы получить хороните рентгенов¬ские снимки, описаны Б. Андерсоном [1983].
Под влиянием рентгеновского излучения искусственно выращенные жемчужины, как правило, флюоресцируют интенсивнее, чем природные. Это зависит в основном от перламутрового ядра, которое флюоресцирует сильнее и при не слишком толстой оболочке передает свечение всей жемчужине.
Плотность искусственно выращепных жемчужин выше плотности природных. Это происходит потому, что первые содержат большое перламутровое ядро (до 60% веса жемчужины), окруженпое тонкой оболочкой. Плотность ядра 2,8—2,85 г/см5, плотность оболочки 2,63—2,7 г/см3. Распознавание выращенных и природных жемчужин можно проводить в тяжелой жидкости плотностью 2,74 г/см8. Потонувшие в этой жидкости жемчужины сле¬дует считать выращенными.
Культивированные и природные жемчужины по-раз¬ному ведут себя в электрическом поле. Первые при про¬пускании через них электрического тока начинают вра¬щаться, как бы ищу!1 наиболее удобное для себя положе¬ние; природные жемчужины не проявляют признаков беспокойства.
Надежно и быстро отличают природный жемчуг от . культивированного с помощью метода электронно-пара¬магнитного резонанса (ЭПР), предложенного в 1978 г. советскими исследователями J1. В. Бершовьш, Ю. Л. Ор¬ловым и А. В. Сперанским. Дело в том, что шарик, обра¬зующий ядро культивированной жемчужины, почти всег¬да изготовляется из перламутра раковины пресноводно¬го моллюска. Он содержит примесь Мп2+, изоморфно за¬мещающего Саг+. Поэтому при наличии в спектрах Э1ТР линий поглощения Мп2+ жемчуг следует отнести к культивированному., В натуральном морском жемчуге спектр Мпа+, изоморфно замещающего Са2+, отсутствует.
Различением черных жемчужин (культивированных драгоценных и окрашенных солями серебра в черный Цвет) занимались японские исследователи [Komatsu, Aka- matsu, 1978]. Они предложили дифференцировать жем¬чуг с помощью фотографий на инфракрасную цветную
пленку, рентгеяофлюоресцентного анализа, определения твердости и других методов. Наилучшие результаты по¬лучаются при фотографировании жемчужин на инфра¬красную цветную пленку. Она, как известно, чувстви¬тельна к зеленому, красному и инфракрасному. Обычная цветная пленка состоит из трех слоев: голубого, зеленого и красного. Поэтому различия в интенсивности отражен¬ного инфракрасного луча сказываются на полученном изображении. Так, на инфракрасной цветной пленке культивированные черные жемчужины выходят голубы¬ми, а окрашенные солями серебра в черный цвет — зеле¬новато-голубоватыми и желтовато-зелеными.
Поэтому какими бы ни были культивированные жем¬чужины, коричневато-зелеными или черными, на инфра¬красной цветной пленке они всегда выйдут голубыми, а почерненные — разноцветными. Быстро распознать упо¬мянутые жемчужины можно с помощью рентгенофлюо¬ресцентного анализа. Обнаружение повышенного количе¬ства серебра в поверхностном слое жемчужины подтверж¬дает, что она обработана солями этого элемента. За. счет почернения твердость жемчужин уменьшается на 40% по сравнению с твердостью культивированного жем¬чуга. К тому же на поверхности почерненных жемчужин всегда заметны небольшие царапинки и отслоения оболо¬чек. Существенно различаются оба типа жемчужин до поведению в ультрафиолетовом свете: ни одна из почер¬ненных жемчужин не флюоресцирует. Культивированные жемчужины, особенно среднего размера, при ультрафио¬летовом облучении отчетливо флюоресцируют в желто¬красных тонах.
Искусственное окрашивание. Окрашивая многие мине¬ралы и камни, можно получить желаемый цвет. Еще Плинию Старшему был известен способ окрашивания по¬лудрагоценных камней путем варки их в .меду. В Гер¬мании и Италии издавна окрашивали в яркие цвета ага¬ты и ониксы. Древние минералоги, нагревая отдельные самоцветы, добивались изменения их окраски. Так, сла¬бый нагрев в короткое время превращал бурые сардеры и ониксы в ярко-красные сердолики и агаты, а желтые бразильские топазы — в ярко-розовые, имитирующие юж¬ноуральские. Голубые и золотисто-желтые цирконы, ши¬роко распространенные в прошлом веке, были получены из обычных темных топазов также с помощью нагрева¬ния..
С давних пор подкрашивали и жемчуг, прежде всего пытаясь придать ему черный цвет. Это объяснялось ред¬костью нахождения черного жемчуга и довольно высокой его ценой. -
Р. Вебстер [Webster, 1975] для окрашивания жемчу¬га в черный цвет предлагал опустить его сначала в сла-бый раствор нитрата серебра и после^облучения солнеч¬ным светом или ультрафиолетовыми лучами осторожно" отполировать на кожаном круге. Так окрашивали некра¬сивые морские жемчужины с пятнами на поверхности.
В СССР первые опыты по окрашиванию жемчуга про¬вели Кораго и другие специалисты. Для этого использо¬вались речные жемчужины из водоемов Северо-Запада СССР различного цвета (коричневые, серые, белые) и строения (иризматически-слоистые, . смешанослойныеу. Жемчужины окрашивали нитратом серебра в течение двух-трех суток, затем несколько, часов их облучали сол¬нечным светом. После этого Кораго произвел тщательное петрографическое исследование распиленных половинок окрашенных жемчужин. Оказалось, что красящий пиг¬мент распространяется только по органической основе жемчуга, в рсновном по прокладкам, разделяющим приз¬матические и пластинчатые кристаллики арагонита.
Жемчуг разного цвета и строения окрашивается по- разному. Наиболее интенсивно (от поверхности до самого центра) окрашиваютс^ коричневые жемчужины призма- тически-слоистого строения. При этом краситель, распро¬страняясь по органическим прокладкам между призмати¬ческими кристаллами арагонита, помогает выяснить тон¬кие детали строения призм. Белые и серые жемчужины с центральной частью, сложеннбй призматическими кри¬сталлами, и периферией, образованной пластинчатыми кристаллами арагонита, прокрашиваются только с пери¬ферии; краситель не выходит за пределы верхнего слоя пластинок арагонита. Пластинки арагонита, плотно при¬легающие друг к другу, препятствуют проникновению внутрь красящего пигмента.
Подкрашенный жемчуг считали фальшивым. Искусст¬венную подкраску нетрудно определить под микроско¬пом: она распределена неравномерно, пятнами. По сра¬внению с культивированным жемчугом окрашенный жем¬чуг мягче. На его поверхности всегда видны небольшие царапинки и отслоения оболочек. Краситель разрыхляет органическое вещество и этим наносит непоправимый вред жемчугу.

Recent comments


Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

О нас

Пожелания и замечания в свой адрес принимаем в комментариях. Надеемся на вашу лояльность. Если Вам понравилось, то, что мы для Вас подготовили, поддержите наш проект.

Навигация по сайту

  • Любовь и секс
  • Путешествия
  • Гадания
  • Копилка знаний
  • Библиотека мистики

Поделиться

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Google+
  • YouTube

Get in touch

При копировании активная ссылка на http://www.anne-queen.com.ua обязательна
Copyright © 10.10.2010 ANNE-QUEEN.com.ua
Счетчик PR-CY.Rank